Согласован
на педагогическом совете
Утверждѐн
приказом
заведующего
МБДОУ №15
МБДОУ №
15
Протокол № 1 от 15 сентября 2014г.
№ 74-А от
«_17_»_09_2014г.
КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МБДОУ № 15
г. Шахтѐрска Углегорского муниципального района
Сахалинской области
КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МБДОУ № 15
г. Шахтѐрска Углегорского муниципального района
Сахалинской области
1. Общие положения.
1.1 Кодекс профессиональной этики педагогических работников МБДОУ № 15,
осуществляющих образовательную деятельность (далее Кодекс), разработан на
основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указ
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №597 «О мероприятиях по
реализации
государственной
социальной
политики»
и
иных
нормативных
правовых актов Российской Федерации.
1.2 Кодекс представляет собой свод общих норм, принципов профессиональной
этики и основных правил поведения, которыми должны руководствоваться
педагогические работники МБДОУ № 15, осуществляющие образовательную
деятельность (далее – педагогические работники), независимо от занимаемой
ими должности в целях повышения эффективности выполнения ими своих
должностных обязанностей.
1.3 Педагогическому работнику, состоящему в трудовых отношениях с МБДОУ №
15,
осуществляющему
образовательную
деятельность,
и
выполняющему
обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации
образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в
своей деятельности.
1.4
Кодекс
служит
основой
для
формирования
должной
морали
в
образовательной среде, выступает как институт общественного сознания и
нравственности педагогических работников, их самоконтроля.
1.5 Кодекс определяет основные нормы в отношениях между педагогическими
работниками, обучающимися и их родителями, с обществом и государством.
1.6 Педагогический работник МБДОУ № 15, поступающий на должность, обязан
ознакомиться с положениями Кодекса под роспись и соблюдать их в процессе
своей профессиональной деятельности. Знание и соблюдение педагогическими
работниками положений Кодекса является одним из критериев оценки качества
их профессиональной деятельности и служебного поведения.
1.7 Каждый педагог ДОУ должен принимать все необходимые меры для
соблюдения положений Кодекса, а каждый участник образовательного процесса
вправе ожидать от педагога поведения в отношениях с ним в соответствии с
положениями Кодекса.
Целями Кодекса являются:
·
установление этических норм и правил поведения педагогических работников
для выполнения ими своей профессиональной деятельности;
·
содействие укреплению авторитета педагогических работников и организаций,
осуществляющих образовательную деятельность;
·
обеспечение единых норм поведения педагогических работников.
Кодекс
призван
повысить
эффективность
выполнения
педагогическими
работниками своих трудовых обязанностей.
2. Основные принципы этики и правила поведения
педагогических работников при выполнении ими
трудовых обязанностей.
2.1 Нормы этики для педагогического состава работников МБДОУ № 15
устанавливаются на основании норм культуры, традиций Российской школы,
конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации,
норм международного права.
2.2 Профессиональная деятельность педагогов ДОУ характеризуется особой
ответственностью
представителями)
перед
и
иными
обучающимися,
работниками
их
родителями
руководимой
им
(законными
муниципальной
образовательной организации (учреждения).
2.3 Педагог ДОУ при осуществлении своей деятельности руководствуется
следующими принципами:
·
гуманность;
·
толерантность;
·
профессионализм;
·
законность;
·
справедливость;
·
ответственность;
·
демократичность;
·
порядочность;
·
взаимное уважение.
Педагогические
работники,
сознавая
ответственность
перед
государством,
обществом и гражданами призваны:
1)
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
2)
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
3)
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений;
4)
развивать
у
инициативу,
обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
творческие
способности,
формировать
гражданскую
позицию,
способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у
обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5)
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество
образования формы, методы обучения и воспитания;
6)
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья,
соблюдать
специальные
условия,
необходимые
для
получения
образования лицами с ограниченными возможности здоровья, взаимодействовать
при необходимости с медицинскими организациями;
7)
исключать действия, связанные с влиянием каких – либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
трудовых обязанностей;
8)
проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям
(законным представителям) и коллегам;
9)
проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и
других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и
межконфессиональному согласию обучающихся;
10) воздерживаться
добросовестности
от
поведения,
исполнении
которое
могло
педагогическими
бы
вызвать
сомнение
работниками
в
трудовых
обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб
его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
2.4 При выполнении трудовых обязанностей педагогам ДОУ следует исходить из
конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются
высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего
доброго имени.
3. Морально – этические требования к личности педагога.
3.1 Педагогическим работникам ДОУ следует быть образцом профессионализма,
безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально
– психологического климата для эффективной работы.
3.2 Педагогическим работникам ДОУ надлежит принимать меры по недопущению
коррупционно – опасного поведения педагогических работников, своим личным
поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
3.3 При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник ДОУ не
допускает:
1)
любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам
пола,
возраста,
расы,
национальности,
языка,
гражданства,
социального, имущественного или семейного положения, политических или
религиозных предпочтений;
2)
грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
3)
угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
4)
педагогическим работникам ДОУ следует проявлять корректность, выдержку,
такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений,
уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и
доброжелательным;
5)
педагогическим работникам ДОУ рекомендуется соблюдать культуру речи, не
допускать использования в присутствии всех участников образовательных
отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик;
6)
внешний вид педагогического работника ДОУ при выполнении им трудовых
обязанностей
должен
способствовать
уважительному
отношению
к
педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную
деятельность,
соответствовать
общепринятому
деловому
стилю,
который
отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
4. Морально – этические требования к профессиональным
качествам педагога.
4.1
Педагог
ДОУ
должен
стремиться
быть
образцом
профессионализма,
положительным примером справедливости, доброжелательности, внимания к
людям, призван:
1)
исполнять
свои
должностные
профессиональном
уровне
в
обязанности
целях
добросовестно
обеспечения
и
на
эффективной
высоком
работы
учреждения;
2)
быть требовательным к себе, стремиться к самосовершенствованию;
3)
соблюдать языковые нормы русского языка и этические нормы речевой
культуры, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных
фраз;
4)
дорожить своей репутацией, не заниматься антикультурной, аморальной,
неправомерной
деятельностью,
быть
честным,
порядочным
человеком,
соблюдающим законодательство Российской Федерации;
5)
бережно
и
обоснованно
расходовать
материальные
и
другие
ресурсы
образовательной организации;
6)
не использовать для личных нужд имущество образовательной организации
(помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику,
другое оборудование, инструменты и материалы), а также своѐ рабочее время;
7)
не перекладывать свою ответственность на коллег и подчинѐнных;
8)
быть беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем
подчинѐнным, обучающимся, их родителям (законным представителям);
9)
педагог несѐт ответственность за качество и результаты своей работы –
эффективное
освоение
обучающимися
образовательной
и
коррекционной
программы;
10) важные для МБДОУ решения выносить на обсуждение и принимать на основе
принципов открытости и общего участия (Общее собрание трудового коллектива);
11) Педагог ДОУ имеет право открыто выражать своѐ мнение по поводу работы
коллег, вышестоящего руководства;
12) любая критика решений, взглядов, поступков, профессиональной деятельности,
высказанная в адрес коллег, руководителя или вышестоящего руководства не
должна унижать подвергаемое критике лицо. Критика должна быть объективной,
обоснованной, конструктивной.
5. Взаимоотношения педагогов с обучающимися.
5.1 Педагог:
1)
обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время
образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся;
2)
является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко
всем обучающимся, воспитанникам;
3)
выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, воспитанниками,
основанный на взаимном уважении;
4)
справедливо
и
объективно
оценивает
деятельность
обучающихся,
воспитанников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения;
5)
делает
всѐ
возможное
для
полного
раскрытия
способностей
и
умений
обучающихся, воспитанников;
6)
в деятельности не унижает честь и достоинство обучающихся, воспитанников ни
по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности,
религиозным убеждениям и иным особенностям;
7)
в тайне хранит информацию, доверенную ему обучающимися, воспитанниками,
за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
8)
не
злоупотребляет
своим
должностным
положение,
используя
своих
обучающихся, воспитанников для оказания каких – либо услуг или одолжений в
личных целях.
6. Взаимоотношения педагогов с
родителями
(законными
представителями).
6.1 Педагог должен:
1)
уважительно
и
доброжелательно
общаться
с
родителями
(законными
представителями) обучающихся, воспитанников;
2)
консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования
обучающихся, воспитанников;
3)
не разглашать высказанное ребѐнком мнение о своих родителях (законных
представителях) или мнение родителей (законных представителей) о своѐм
ребѐнке;
4)
не допускать неправомерных сборов денежных средств с родителей (законных
представителей) обучающихся, воспитанников.
6.2 На отношения педагога с обучающимися, воспитанниками не должна влиять
поддержка,
оказываемая
их
родителями
(законными
представителями)
образовательной организации.
7. Взаимоотношения педагога с обществом и
государством.
7.1 Педагог:
1)
понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль;
2)
стремится внести свой вклад в развитие гражданского общества;
3)
имеет право на неприкосновенность личной жизни.
8. Ответственность за нарушение положений Кодекса.
8.1 Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса
рассматривается на заседаниях Педагогического Совета или Общего собрания
трудового
коллектива,
предусмотренных
Уставом
МБДОУ
№
15,
между
Кодекса
может
участниками образовательных отношений.
8.2
Соблюдение
учитываться
соответствие
при
педагогическим
проведении
занимаемой
работником
аттестации
должности,
при
положений
педагогических
применении
работников
на
дисциплинарных
высказываний в случае совершения работником, выполняющим воспитательные
функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы,
а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые
обязанности.