ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № от « / 9 » /£>
2019 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ № 15
_
Т.Ю. Кучерова
Приказ № #£от « / Л /£?2019 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России № 1155 от 17.К).2013 г.,
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской
Федерации», в редакции от 6 марта 2019 г.; Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом
Минобрнауки России №1014 от 30.08.2013 г. с изменениями от 17.07.2015 г. Семейным
Кодексом Российской Федерации и Уставом МБДОУ № 15 пгт. Шахтерск (далее - ДОУ).
1.2. Данное Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников (далее Положение)является локальным актом ДОУ и вводится в целях организации новых форм
работы с родителями (законными представителями) воспитанников, вовлечения их в
единое пространство детского развития в ДОУ.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм взаимодействия ДОУ с
семьей, работы с родителями (законными представителями) воспитанников в
соответствии с ФГОС ДО, вовлечение родителей (законных представителей) в единое
пространство детского развития.
1.4. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежат сотрудничество, инициатором
которого выступают педагоги ДОУ.
1.5. Настоящее Положение определяет концептуальные вопросы взаимодействия
педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления
совместной деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию
ценностных ориентиров у воспитанников ДОУ.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия
с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей,
документацию, регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы.
2.1. • Основные направления работы:
работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями
(законными представителями) воспитанников;
^ повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
S изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
S
создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей)
в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а так же вовлечение семей в
непосредственно образовательную деятельность;
S
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов
ДОУ;
S
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи:
S
организация сотрудничества ДОУ с семьей;
S
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника ДОУ;
S
создание
атмосферы
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной взаимной поддержки;
S
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
S
взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в
образовательную
деятельность, ' в том
числе
посредством
создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей
и поддержки образовательной инициатив семьи;
S
осуществление
консультативной
поддержки
родителей (законных
представителей) по вопросам образования, охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации);
S
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
S
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у воспитанников средствами приобщения детей к
традиционной культуре;
S
обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
S
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия
•родителей (законных представителей) и педагогов в области формирования базиса
личностной культуры детей;
S
гармонизация детско - родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
S
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинства ребенка;
S
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным
S
основам воспитания: физического, социально - коммуникативного, художественно
- эстетического, познавательного, речевого, технического развития детей;
S
создание условия для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ.
3.1. Планирование работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников строится
в соответствии с принципами.
3.2.Основные принципы работы ДОУ:
S принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ - семья»;
S принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семьей
воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия;
S принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
ДОУ можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития
ребенка;
S принцип непрерывности преемственности между ДОУ и семьей воспитанника на
всех ступенях обучения;
S принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно - образовательного процесса, в создании в детском саду
эмоционально - благоприятной атмосферы;
S принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт ДОУ);
S принцип доброжелательности всех участников содружества;
S принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы ДОУ не допускается никакого принуждения);
S принцип формирования ценностно - смысловых ориентаций (доброта, красота,
познание, здоровый образ жизни), морально - эстетических ценностей, идеалов
художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их
семей к традиционной культуре;
S принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми
(родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном
коллективах);
S принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании
ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического
работника;
S -принцип личностно - ориентированного подхода и правила «педагогики
ненасилия».
4. Организация работы.
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет ДОУ.
Его содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и
конкретными условиями работы.
4.2.Организация взаимодействия ДОУ и семьи предполагает следующие этапы:
S изучение семей с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
S составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
S анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3.Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи.
S целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной
цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
S планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение
и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы
ценностных ориентиров и развитию личности ребенка);
S конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
4.4.Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия
ДОУ с семьей.
S сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со
всеми родителями (законными представителями) группы;
S взаимосвязь разных форм работы с родителями, (законными представителями)
воспитанников ДОУ;
^ одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно - ориентированные отношения;
^ обеспечение в работе с родителями (законными представителями,Определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и
общественных, общечеловеческих ценностей;
>/ учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения
детей к ценностям традиционной культуры;
S ценностно - ориентированный характер взаимоотношений работников ДОУ с
родителями (законными
представителями)
воспитанников: доверие во
взаимоотношениях между педагогами и родителями;
S соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителями (законным
представителям) воспитанников ДОУ.
4.5.Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
S посещение семей па дому;
S анкетирование;
S 4 наглядная пропаганда педагогических знаний;
S родительские собрания (показ занятий - бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок,
раздача памяток по теме собрания), консультации, инструктажи, папки передвижки, семинары - практикумы, презентации опыта работы;
^ дни откры тых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
S круглые столы;
S деловые игры;
S тренинги;
S
почта доверия;
семейные проекты;
творческие проекты;
тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по
самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных
установок детей);
S совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6.Организация методической работы с педагогами:
S Семинары практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских
собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно ориентированного общения детей и взрослых в семье и в детском саду,
рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с
родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
4.7.Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей.
S методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
S метод организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
S методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи.
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательного процесса в ДОУ, формирование партнерского сообщества
работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
S создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и
родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной
поддержки;
S переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и
поручений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей,
взаимопроникновение в проблемы друг друга;
S соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
S тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании детей
и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее воздействие - взаимодействие дстско - родительского и педагогического
коллектива
ДОУ
с
общественными
и
социальными
структурами:
общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой и другими
ДОУ.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников.
6.1 .Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также основной
S
S
S
S
S
образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и
всех заинтересованных лиц. вовлеченных в образовательную деятельность.
6.2.Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3.Создавать условия для участия родителей (законных представителей)
воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5.Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,
в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей
на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной
программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а
также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников
вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей.
7.1.Изменение характера
вопросов родителей
(законных
представителей)
воспитанников к воспитателям, заместителю заведующего по методической работе,
заведующему ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о
воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемость родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей
анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных
представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную строну.
7.4. Проявление у родителей (законных представителей) осознанного отношения к
воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих
достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы,
участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках
организуемых в ДОУ.
7.5.Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в ДОУ.
7.7. Критерии анализа годового плана:
S планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;
S учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников
при планировании содержания мероприятий;
S разнообразие планируемых форм работы;
S планирование работы по повышению профессиональной компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
S разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в
вопросах взаимодействия с семьей (педагогический советы, семинары, работа в
творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и .т.д.);
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников
S выявление передового опыта семейного воспитания и распространения его в ДОУ.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно - образовательной работы педагогов:
S Планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд,
потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
S Разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
S разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
S отражение в протоколе активности родителей (законных представителей)
(вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
S учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников
при организации последующих мероприятий в ДОУ.
(S. Контроль.
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из важных звеньев по
реализации основной образовательной программы ДОУ.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и заместителем заведующего по методической работе
ДОУ в соответствии с настоящим Положением.
8.3.Заместитель заведующего по методической работе в рамках контроля имеет право:
S посещать
групповые
роди гельские
собрания
с
заблаговременным
информированием об этом воспитателя:
S изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
S привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и
т.д.) в ДОУ.
9. Документация.
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую
основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с
семьями воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
S планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по ДОУ
на учебный год;
S протоколы групповых родительских собраний;
S конспекты мероприятий:
>/ отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
# исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями воспитанников и перспективах
дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в ДОУ в течение 3 лет.
10. Заключительные положения.
10.1.
Настоящее
Положение является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским
комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
ДОУ.
S
10.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии с действующим
законодательством РФ.
10.3.
Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном в п.10.1 настоящего Положения.
10.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
Согласовано с Родительским комитетом
Протокол № I _от « 15 »
Н)
2019 г.